Видео

"Лицом к городу" 15.05.2012

Полным ходом идет подготовка к Празднику города. Как смогут поучаствовать в нем наши горожане? Об этом расскажет очередная передача «Лицом к городу».

18 мая

Международный день музеев

Именины:
Эрикс, Инесе, Инесис / Адриан, Варлаам, Иван

Гороскоп на день

Рак
22 июня
- 22 июля

Сегодня вам потребуется вся твердость, на которую вы только способны. В окружающем вас хаосе вы - единственный человек, который может привести все в относительный порядок, и расслабляться сейчас явно не время.

четверг
День
16 .. 18 C
Вечер
9 .. 11 C
Ветер
2 .. 4 м/с
пятница
Ночь
5 .. 7 C
Утро
7 .. 9 C
Ветер
4 .. 6 м/с

Источник: gismeteo.ru

Опрос

Живем очень тяжело. Почему тогда не проходят массовые акции протеста?

 

  

Популярные статьи

Персона

Байба Фелце: „Говорить, что в семье много детей — кощунственно”

Словно хрупкая яблонька в окружении сильных молодых дубов принимает жизнь с ... {1}

Расписание движения транспорта в Даугавпилсе

Автобусы и трамваи

Время отправки транспорта нужно знать, чтобы успеть вовремя! {11}

Новости Личности | 18 марта 2011 | 09:53

Профессор Ирена Салениеце: «Жирные» годы для науки были просто нормальными годами»

Поводом для встречи с доктором истории, профессором, заведующей кафедрой истории Даугавпилсского университета, руководителем Центра устной истории Иреной Салениеце стала недавняя награда, полученная ею от студенческого совета. И. Салениеце была признана лучшим преподавателем и награждена одним из яблок Гесперид. О том, как смотрит историк на мир, о свободе и счастье и о профессоре Вейнберге – в интервью новостному порталу D-fakti.lv.

- Вы уже чувствуете волшебную силу мифологического яблока?

- (смеется) На самом деле было очень приятно. И совершенно для меня неожиданно, я считаю себя жестким человеком по отношению к студентам. Вся церемония была организована со вкусом, правильно, что на свет Божий вытащили разных людей – представителей профсоюза, финансово-учетного отдела. Вообще – «давайте говорить друг другу комплименты». Прекрасная формула для жизни.

- Сейчас постоянно слышишь: студент пошел не тот. Вот раньше… Вы согласны с таким утверждением? Вы ведь с 1980-х годов работаете в вузе…

- Раньше хорошо, теперь плохо – нет, я не согласна. Все сложнее. Нынешние студенты свободнее нас в их возрасте. Среди них много хороших, активных ребят, они задают много вопросов, прекрасно улавливают связи между, например, созданием мануфактур в Англии 17 века и современным бизнесом. У нас замечательный второй курс, работаю с ними с большим удовольствием. У меня нет ощущения, что мы берем кого попало. Нет, к нам приходят избранные. И хочу отметить: у нас первый год существует историческая докторантура, теперь есть полный цикл – бакалавр, магистр, доктор. А ведь вы помните, когда-то история была лишь второй специальностью при основной русский язык и литература.

- Конечно, помню. Кстати, почему вы в свое время выбрали эту вторую специальность?

- Нечаянно. В первую очередь хотела изучать литературу. В группу со второй специальностью история был конкурс, наверное, из-за соображений престижа я пошла туда. С другой стороны, для изучения иностранных языков в Советском Союзе была слабая мотивация. И вот первый курс, история древнего мира, семинары по законам Хаммурапи у профессора Вейнберга. Это было захватывающе интересно. И он так правильно произносил мою фамилию, девчонки из России, учившиеся в моей группе, говорили – как красиво… Потом я пошла в кружок по древнему миру, потом курсовые и дипломная работа у Иоэля Пейсаховича.

- Ирена, я вас прерву. Профессор Вейнберг – идеал интеллектуала и интеллигента для многих даугавпилсских студентов прошлых лет. Он культурный миф Даугавпилса. Он давно уехал в Израиль, но поддерживает связи с кафедрой ДУ. Как дела и самочувствие Иоэля Пейсаховича?

- Скоро ему 90 лет исполнится. Он вместе с женой живет в Иерусалиме в специальном доме, предоставленном правительством Израиля для выдающихся ученых. Сейчас не преподает, но долго преподавал, вел очень интересные курсы, на которые буквально ломились студенты. Да, профессор Вейнберг не потерял связи с нашей кафедрой, мы переписываемся, он в курсе всех наших дел, он по-прежнему строгий критик наших научных работ.

К 90-летию Иоэля Пейсаховича Институт компаративистики гуманитарного факультета ДУ готовит книгу, посвященную Вейнбергу. В нее войдут некоторые работы ученого на русском, латышском, английском языках, к ним будут сделаны обширные комментарии. Также в сборнике будут статьи о Вейнберге профессора Федорова, других ученых. Запланирована и моя статья.

- Замечательно. Закончив филфак, вы поступили в Риге в историческую аспирантуру…

- Тут тоже без Вейнберга не обошлось. Именно он посоветовал мне обратить внимание на довоенную историю Латвии, это тогда было сплошное белое пятно с ярлыком «буржуазное». О школе того периода тоже мало было известно. И присутствовала негативная оценка. Но я видела, например,  что мой папа, закончивший до войны только основную школу, неплохо разбирался во многих вещах. В результате тема моей диссертации звучала так: «Школьная политика Латвийской республики». Мне повезло: открыли архивы, я могла свободно работать. Защитилась я в 1994 году, моя работа была одной из первых, написанных на латышском языке и оформленных при помощи компьютера. Уже наступили новые времена.

- А дальше?

- Дальше преподавала в вузе, начались  заграничные поездки. Помню, как жила в одной датской семье. Пожилые датчане принимали иностранных специалистов, приезжавших по обменным программам, охотно знакомили со своей жизнью. Тогда многие вещи казались мне удивительными. Однажды я долго с ними ходила по магазинам, они медленно делали покупки, следили за акциями, одним словом, считали деньги. В конце жена сказала, что очень устала, поэтому готовить ужин не может, и мы все идем в ресторан. Мне подумалось: разве моей маме такое могло бы прийти в голову? И помню острое чувство обиды за своих родителей: почему они так не живут, при этом много и тяжело отработав всю жизнь?

Если говорить о науке, то я продолжала заниматься школьной темой, задумалась о ликвидации школ национальных меньшинств. Латвийская республика имела уникальный опыт: было пять (!) специальных отделов при министерстве, которые координировали работу немецких, еврейских, русских, польских и белорусских школ. После войны все прекратилось. С 1948 года в Латвии остались только русские и латышские школы. Я постепенно приходила к мысли, что недостаточно изучения лишь официальных источников, важно слушать и собирать воспоминания участников событий.

- И так возникла идея Центра устной истории?

- Такая история давно популярна в Западной Европе и США. Я как-то в начале 2000-х  на одной конференции прочитала доклад, в котором сочетались анализ источников и живые воспоминания очевидцев событий. Рижане после этого пригласили меня в экспедицию в Вентспилсский район. Там мы слушали воспоминания пожилых людей и, естественно, их записывали. Идею я привезла в наш университет. А дальше все как-то само пошло.

- Центр был создан в 2003 году…

- Да. Первая наша экспедиция была в Ваболе. Нас поддержали местные энтузиасты: поселили в детском саду, приносили нам продукты, мы сами готовили. Средств на все это не выделялось, мы за свой счет. Но потом ситуация изменилась, нам выделили деньги, мы смогли приобрести необходимое оборудование, книги. Знаете, так называемые «жирные» годы для науки, по сути, были нормальными годами.

- Вы просто записываете воспоминания пожилых людей?

- Не просто. Мы стараемся разговорить человека в определенном историческом контексте, чтобы он не только личными воспоминаниями делился, но и как-то соотносил их с ходом истории. Наших собеседников становится все меньше и меньше: по нашим правилам, они должны родиться до 1930 года. Пока находим еще рассказчиков. Скоро будет девятая экспедиция. По материалам нашего Центра написаны бакалаврские и магистерские работы, в 2008 году вышла книга, посвященная трагическим историям семей, высланных из Латвии в 1949 году.

- Можно вас как историка попросить прокомментировать два события, которые сейчас находятся в центре общественного внимания? Первое – 16 марта в Латвии.

- Я не люблю смешивать историю и политику. Исторические даты не надо использовать для политических игр. Я считаю, что во всех вузах Латвии для студентов всех специальностей должен быть обязательный курс истории своей страны. Это сделано, например, в Беларуси. Многим будущим политикам было бы полезно.

- Второе событие – сбор подписей за придание русскому языку статуса второго государственного.

- Опять: не стоит языки из сфер образовательной и академической переносить в политическую. Есть кому сохранять русский язык – Россия достаточно сильна. Если же русский язык в Латвии приобретает статус второго государственного, то это означает уход латышского языка, с чем я не могу согласиться.

- Что вообще видит историк, глядя вокруг необывательским взглядом? Что вы думаете о нынешнем состоянии страны и города?

- Все происходит естественно: путь от несвободы к свободе сложен. Мне, как и многим, нравится Великобритания. Но чтобы она стала такой, нужны были революция в 17 веке и еще несколько столетий. Люди научились жить. Мы же только в начале пути. Мне не нравится, когда люди критикуют все без разбора и смотрят на мир с позиции, сколько мне еще должны. Лучше посмотреть с другой точки зрения – сколько мне уже дали. Мне близка мысль о том, что человека нельзя сделать счастливым, он должен сам стать счастливым. Мне просто нравится видеть хорошее вокруг себя. Вот из окна виден красивый отреставрированный Дом Единства, и это приятно. Я оптимист. Чисто практически нет смысла быть пессимистом…

Фото Э.Т. Йонане

Людмила Вессель, D-fakti.lv

Комментарии:

6 апреля 2011 08:50 - Головановой

а никто не ругает латышский язык как лингвистическое явление. нравиццо - наслаждайтесь на здоровье!:))) а вот языковая политика в Латвии дурная, об этом и речь. Поэтому русский не помешал бы как второй государственный. но этого никогда не будет, к сожалению...

6 апреля 2011 03:25 - Golovanoga

to Федор. А я-таки соглашусь с мнением Ирены Салениеце - если русский объявят вторым государственным - латышскому придет медленный конец. Думаю, выучить латышский - ни у кого корона с головы не упадет. Наоборот - один из наиболее сближенных к санскриту языков (литовский еще ближе), красивый и редкий. Зацените ;) Мне нравиццо ;)

2 апреля 2011 09:18 - выпускница-86

дай бог здоровья Вейнбергу! а комментарии почти все глупые и злые!

2 апреля 2011 09:15 - выпускница-86

дай бог здоровья Вейнбергу! а комментарии почти все глупые и злые!

28 марта 2011 17:51 - Ивета В - Гоне

Ты не прав (не права) по определению. Каждый сам кузнец своего счастья. А наркомания, алкоголизм - это уж сугубо личный выбор каждого человека. Также как отъезд в Великобританию в погоне за легкими деньгами. Согласись, крепостное право давно отменили, твоих теток тут никто насильно не держит? А то что их дети употребляют всякую дурь, это уж издержки неправильного воспитания. И им должны? Им что, зарплату не платят, Они сами знали, на что идут, и уважаемая профессор Салениеце, у которой и я училась, не виновата во всех несчастьях пролетариата. Она имеет багаж знаний, достижения - и -да, да, полное право бывать в Великобритании не гастарбайтером, а на равне с другими учеными и пусть даже туристом.

28 марта 2011 17:33 - Фи!

Действительно, уезжая глубкоуважаемый профессор Вейнберг говорил, что ему страшно оставаться в этой стране. Действительно, около 20 лет назад Ирена как преподаватель была сущим недоразумением. НО! Нам, студентам Вейнберга было с кем сравнить и Салениеце, и Барковскую. Современные студенты такой возможности не имеют. А жаль.

28 марта 2011 15:40 - грош вам цена

Академиков, профессоров, доцентов у нас - что грязи, а живем - хуже некуда. Вот в чем беда.

27 марта 2011 20:36 - Кузя

Простите за опечатку - проф. Вейнберг

27 марта 2011 20:21 - Кузя

Хочу исправиь тов. bivshij. В 1993 г., когда уезжал профессор Вейньерг из Латвии, никто ещё не отмечал 16 марта. Это просто ради исторической справедливости.

27 марта 2011 17:49 - бывшему

Не думаю, чтобы Вейнберг делился причинами своего отъезда с кем-то из здешних комментаторов, поэтому советую вам не быть столь категоричным. Про учеников. Никто из преподавателей кафедры не называет себя прямым учеником И.П. В том смысле, что они не являются специалистами по древнему миру и библеистами. Но в широком смысле - да, ученики. И не только профессор Салениеце, но и многие обычные учителя Даугавпилса. В этом нет никакого "примазывания", это просто гордость, что выпала честь учиться у такого человека как Вейнберг. Неужели вы не понимаете таких простых вещей?

26 марта 2011 12:09 - гоня to bivshij

верно говорите. самую суть затронули.

26 марта 2011 12:03 - гоня to

Весеннее не весеннее, но хамить приходится, когда напыщенные ученые дурни пытаются смотреть на жизнь сквозь пыльные окна своих кабинетов. "Интеллектуальным человеком" - Боже, какое несусветное ханжество и чванство! И ЭТО хочет поставить меня на место? Палками вас, палками Преображенских надо!

25 марта 2011 21:44 - bivshij

Профессор Вейнберг был действительно "глыбой науки", но, позвольте напомнить причину его отъезда на историческую родину. ЛАТЫШСКИЙ НЕОФАШИЗМ. Ему, узнику концлагерей, противно было лицезреть на склоне лет, как юные латыши за просто так отмечают 16 марта - День ГЕРОЯ по фашистскому календарю. В тот памятный 1993г. он отбыл из коричневелой латвиджи. На его место пришло то, что пришло. Теперь "это" пытается примазаться к славе видного ученого, назваться его учениками. Противно наблюдать.

24 марта 2011 18:42 - to гоня

Профессор знает Англию, и не по учебнику, и не гастрабайтерскую, а настоящую - Англию. И уж она точно не виновата в том, что кто-то горбатится на полях. Значит она что-то значит. А если другой может болше, чем вы и получает соответственно (хотя могла бы и больше), так, пардон, ваши проблемы - ну не дано вам быть профессором и интеллектуальным человеком

24 марта 2011 14:40 - to гоня

у вас весеннее обострение? так держите себя в руках и не хамите хотя бы публично. интервью не о проблемах гастарбайтеров в Англии и других странах. кстати, о себе. я не профессор. зарплата у меня отвратительная. хуже не бывает. но это не повод для мизантропии и хамства. берите пример, гоня...

Добавить комментарий {20}